Польша: Леба, Лемборк, Гданьск, Бытув. 2006 год

Отзыв о путешествии

Фото увеличиваются по клику

Любим мы Балтийское море... Даже лучше сказать так - муж привил мне и детям свою любовь к этому морю...
Начали мы своё путешествие по Балтийскому побережью в 1995 году. Свадебное путешествие в Эстонию, Пярну. Ноябрь, прохладно, зато тихо и очень красиво.
Когда старшему сыну исполнилось 5 лет, мы снова приехали на Балтику. Нарва-Йыессу, длинный песчаный пляж, сосны и море...
Следующая наша поездка на Балтику была уже вчетвером - мы и двое сыновей. На этот раз мы поехали в Литву, на Куршскую косу.
Заповедная зона, огромные песчаные дюны, опять же сосны и море...

Проанализировав географию прежних путешествий (по Балтийскому побережью с севера на юг) и прибавив к этому желание снова поехать на Балтийское море, мы выбрали Польшу. Балтийское побережье Польши. Муж выбрал городок небольшой - Лэба.
Посмотрев на сайтах, что предлагают туроператоры (или дорогие гостиницы прямо на берегу или большие недорогие пансионаты), мы стали искать гостиницу сами. И нашли хороший отель, располагающийся в замке 15 века, в котором всего 28 номеров. Мы - не любители большого количества людей, особенно на отдыхе. По опыту друзей, ездивших неоднократно в Таиланд и не пользующихся услугами турагенств, мы решили забронировать номер по Интернету, благо у гостиницы есть свой сайт. Он был на 3 языках : польском, английском и немецком. Но, как вы понимаете, польского мы не знаем, английский муж практически не знает, мой немецкий более-менее в приличном состоянии. Решили писать на немецком. И началась переписка...Номер нам предложили 2- комнатный, нас это вполне устраивало. Теперь нам надо было оплатить 30 % стоимости. Вот тут-то мы повеселились вволю.....Присылают нам банковские реквизиты, мы идем в банк, заполняем все необходимые бумаги и довольные идем домой. Придя через 3 дня за подтверждением того факта, что деньги "упали" на нужный счет, оказалось, что получатель указан неверно. Пытаемся выяснить необходимую информацию у сотрудников гостиницы по-немецки и понимаем, что попали в данный момент в ситуацию "моя-твоя не понимает". Муж психанул и сказал, что ему надоела эта переписка и, написав по-русски, он транслитерировал на английский и отправил. О, чудо.....Наконец-то нам прислали, то, что надо. Впоследствии по приезду в гостиницу, выяснилось, что девушка на рецепшене НЕ ЗНАЕТ СОВСЕМ немецкого. Побегав до банка и обратно несколько дней, наконец-то мы получили нужную бумажку. Ура! Потом, по совету друзей, запросили ещё и потверждение факта бронирования по факсу. Уф!!!! Наконец-то, все на руках.
Визы и страховку делали в турагенстве, занимающемся поездками в Польшу. И тут было не всё гладко. При получении виз оказалось, что у меня в паспорте в визе одна из цифр указана неверно. Опа, хорошо, что это я заметила в Москве, а не на польской границе. Даже сотрудники турагенства обалдели, сказали, что это ВПЕРВЫЕ в их практике. Документы исправили на следующий день.
Теперь надо было позаботиться о билетах. Думали - думали и решили ехать через Калининград, потом до Гданьска, а от Гданьска до Лэбы.
На карте это выглядело довольно мило : всё близко, если считать по российским меркам. Позже, на деле, это оказалось НЕ СОВСЕМ так!

До Калининграда мило доехали поездом, всё купе было в нашем распоряжении, дети, как обезьянки, прыгали с полки на полку, читали, играли в компактные настольные игры, которые я им выдавала, чтобы их неутомимая энергия не переросла в нечто неуправляемое. Эмоции их переполняли. Наше и без того немонотонное (благодаря детям ) пребывание в поезде "скрашивали" таможенники и пограничники -мы пересекали 2 государства -Белоруссию и Литву. И вот Калининград! Почему- то с первых минут пребывания не хочется его так называть- уж очень много в его облике немецкого осталось. То и дело асфальт перемежается с брусчаткой, необычные дома, двухярусный мост.....Кёнигсберг - вот это звучит более гармонично!

На вокзале нас встретил приятель мужа.
О нем небольшое лирическое отступление. Начнем по порядку : мой муж служил в Чехословакии, в Центральной группе войск. Ностальгируя по тем временам, он спустя 15 лет после увольнения создал свой сайт. И вот на этом сайте он и познакомился с Игорем из Калининграда. Завязалась личная переписка. И перед поездкой мы просто хотели уточнить некоторые моменты, но Игорь очень великодушно предложил нас встретить, разместить и даже довести до Лэбы. Он в это время взял отпуск и решил с женой, благодаря нам, отдохнуть на польском побережье Балтийского моря.

Игорь завез нас в гостиницу на окраине Калининграда, мы там оставили вещи и поехали к Игорю на дачу. Там познакомились с его женой и родителями жены, которые быстренько ретировались дабы не мешать нам нормально общаться. Небольшой дачный домик, участок и БАНЯ, которую натопили к нашему приезду. Дети не разделили радости по поводу бани, а мы с мужем после суток в поезде с огромным удовольствием приняли приглашение.
А после баньки нас ждали манты. Я ела их и раньше, но эти - Супер! А соус к ним просто фантаститка! Остановиться было очень трудно! Оказалось, что раньше и Игорь, и его жена жили в Казахстане, поэтому и угощают гостей мантами. Ещё раз повторюсь - знакомы мы с Игорем и его женой до этого момента не были лично, но всё было настолько непринуждённо, что мы с мужем потом не раз об этом вспоминали. Дети после ужина сразу подались на природу : младший на участке "хозяйничал", а старший исследовал местные окрестности. После московского напряжения ощущаешь там сразу себя спокойнее : дети гуляли свободно и не было за них боязно.
На следующий день был намечен наш выезд в Польшу. Ехать было решено рано утром, в 6.00. Больше вероятности быстро проскочить через границу. Игорь нас отвез в гостиницу и мы просто рухнули на кровати. Проснулась я раньше звонка будильника, услышав отчетливое КУ-КУ. Тишина и кукушка -здорово!
Итак, выдвигаемся в сторону границы. Наутро оказалось, что едем двумя машинами - Игорь уговорил ещё одну семью поехать с нами в Польшу.

Ехали мы через Мамоново. Игорь заранее "заказал" границу, то есть первые пару шлагбаумов мы проехали, только чуть притормаживая. Зато на самом пограничном пункте мы задержались часика на 4 - была небольшая очередь да плюс попали в пересменку. С утра было немного мрачновато, но вскоре вышло солнышко, мило пригрело и детки наши вышли из машин, порезвиться на воле. Мы коротали время чтением газет и разговорами. Нашу границу прошли без всяких эксцессов, заскочили в Dute Free и довольные поехали к полякам. Там снова пришлось подождать и наконец вот она встреча с польскими пограничниками! Всё чинно - благородно! Но немного странновато после нашей границы - документами занимались только паны, пани и дети сидели в машине. И вот, сидя в машине, слышу, что поляк, указав на нашего младшенького, говорит, что его нельзя перевозить без автомобильного кресла. Все начинают заметно нервничать, я прокручиваю в голове разные варианты, думаю, что придется нам пересекать польскую границу пешком или на рейсовом автобусе Мамоново - Бранёво. Но Игорь, неплохо владея польским разговорным, сумел каким-то образом уговорить поляка и тот нас пропустил, но с условием покупки кресла для ребенка. Все облегчённо вздохнули. И вот она - ПОЛЬША!
Но нам совсем не хотелось подставлять Игоря польскими штрафами и решили сделать так - обедаем в придорожном трактире, дети и женщины отдыхают, а мужчины едут на поиски автомобильного кресла, т.к. в городе появляться с дитем без него появляться было рискованно.Так и поступили. В трактире, кстати, была очень приличная и недорогая еда. Каково было наше удивление, когда мы увидели, что из себя представляет так необходимое нам автомобильное кресло!!! Вы представляете обычное автомобильное кресло? Так вот - нижняя часть (без спинки то есть) - это оказывается всё, что нам было нужно. Стоило это чудо 18 злотых, т.е. примерно 180 рублей. Я, честно говоря, думала, что придется нам раскошелиться на нормальное автомобильное кресло, в котором возят детей, которое специально крепится, с ремнями и т.д. А здесь всё просто - на сиденье ставишь сверху этот, извините, подпопник, сложно эту штуку креслом назвать, и сажаешь ребенка. Смысл в том, чтобы маленького ребенка, пристегнутого ремнями безопасности, в случае опасности не придушило, т.к. ремни как раз на уровне шеи. А с этим устройством всё нормально. Вот!
Впереди - Гданьск! Мы город объехали, по желанию Игоря и его друзей заехали в гданьский АШАН. И потом уже без остановок - до Лэбы!
Дети устали, они и спали, и ели, и даже в карты играли. Когда всё надоедало, я читала книги, взятые в дорогу. Так вот - стихи А. Усачева младшенькому я читала не один и не два раза, хорошо хоть выручал меня старший сын, мы с ним читали поочереди.
Наконец- то мы приехали в Лэбу! Было около 6 часов вечера по-польски, т.е. около 8 часов по Москве. Вот так оказалось "близко"!!!!

А вот и наш отель - Zamek "Soplica"

отель Soplica

Это замок 15 века. Раньше его окружал ров. Он сохранился до сих пор. Правда, сейчас он не заполнен водой . В одной части бывшего рва - открытый бассейн

бассейн отеля Soplica

в другой - детская площадка

детская площадка отеля Soplica

местами он вообще засыпан.
По территории важно разгуливают павлины. Людей, если они не делают резких движений, не боятся, подходят близко. Правда, были и такие люди (как правило, не постояльцы отеля), которые пытались вытащить перо у них из хвоста. Павлины начинали кричать и стремительно убегали к своей клетке. Залетали наверх и ждали, когда всё вокруг успокоится.

павлин

Наши дети их не мучали, за это , видимо, и были вознаграждены - старший сын нашел павлинье перо около бассейна и мы его привезли в качестве небольшого сувенирчика.

У входа в отель нас встречал вот такой "человек"

гостиница Soplica

Несколько российских монеток мы ему подарили.

Так вот, несмотря на долгую дорогу и некоторую усталость, мы всё же решили в первый же день сходить на море. Просто посмотреть. Т.к. на местности мы ещё ориентировались плохо (карты Лэбы у нас ещё не было), пришлось вызвать такси. На рецепшене нам его вызвали и мы поехали к морю. Море было спокойным.. Мы разулись и пошли по берегу, холодные волны обжигали ноги, но всё равно было приятно...На берегу мы увидели очень красивый отель

отель Нептун в Лебе

Небольшая справка:
отель " Нептун" - замок на пляже с 1905 г, расположен на гребне морских дюн, изначально в нем был Курхуас, затем в нем был дом отдыха для рабочих, в последнее время это отель.

Полюбовавшись на него и согрев ноги на теплом песочке, мы обулись и пошли изучать городок. На центральной улице купили план города - для нас это самое главное в любом путешествии - топографическим кретинизмом мы не страдаем, поэтому мы самостоятельно добрались обратно в гостиницу. Даже по нашим меркам гостиница была далековато от центра города, поэтому впоследствии мы частенько пользовались услугами такси.

О такси хочется рассказать поподробнее - городок небольшой, транспорт общественный отсутствует как класс, народ передвигается пешком, на велосипедах или на личных авто. Отдыхающие, как правило, дефилируют по 2 центральным улицам города до моря и обратно. Иногда добираться до отеля пешком нам совсем не хотелось. Мы стали выяснять - где находятся стоянки такси? Стоянка была ОДНА, около ж/д вокзала. И машин такси было всего 2-3. Мы это поняли за пару дней. В итоге мы взяли у одного из водителей визитку и с рецепшена или из кафе, где мы ужинали, нам вызывали такси. Сами понимаете, вызвать такси по телефону по-польски мы не могли. Мы просто говорили хозяину кафе "Попрошу таксувку" и давали ему визитку с номером водителя.

Когда шли от моря по лесной зоне, отделяющей пляж от города, увидели вот таких больших птиц, до сих пор нам не встречающихся.

горлица

Это оказалась горлица. Честно говоря, слышать я про неё слышала, но видеть -не видела. Похоже на голубя, но гораздо больше по размеру. И звуки она издает громкие и совсем не похожие на воркование голубя.

Недалеко от Лэбы находится Словинский национальный парк (Slowinski Park Narodowy)

Небольшая справка:
Территория парка размещена на территории 18 797 гектар, из которых 6 355 гектар находится под особой защитой. Самая большая площадь, находящаяся под строгой охраной, это так называемая " Mierzeja" (3531 ha), с самыми большими " плавающими" дюнами в Европе. Парк находится в средней части побережья Балтийского Моря (Словинское побережье), между Leba и Rowy. Территория парка включает в себя озёра Lebsko - третье по-величине в Польше- и Gardno. Нынешняя территория парка когда-то была морским заливом. В результате воздействия морских волн, ветра и песка, залив был отделён от моря Mierzeja Gardniensko - Lebska. Таким образом появились неглубокие, поросшие водорослями и камышом прибрежные озёра Lebsko и Gardno. В озеро Lebsko впадает река Leba, а в Gardno - река Lupawa. Довольно быстро они зарастают и становятся ещё мельче.
В средней части Mierzeja находятся самые большие в Европе " плавающие" дюны. За год они перемещаются на 5 - 30 метров и достигают высоты в 35 метров на территории в 500 гектар. Местами, " уплывающие " с севера дюны открывают древесные кладбища - это засыпанные песком остатки леса, с контурами старых дюн. Формы дюн не стабильны, они всё время меняются. Сила действия " плавающих" песков настолько велика, что теоретически сопротивляться им невозможно. Высота Mierzeja Lebska достигает до 56 м. над уровнем моря.
В парке 140 километров туристических дорог, которые проходят через самые интересные места Парка.

До национального парка из Лэбы можно добраться на такси и на экомобилях (электромобильчики, рассчитанные от 4 до 8 человек).Вот такие, с зелеными крышами, с боков они открыты

электромобиль

Вот на такой машине мы добрались до въезда в Словинский национальный парк. Купив входные билеты, мы выяснили, что до дюн добираться можно пешком, на велосипедах или на аналогичных экомобилях. Мы выбрали велосипеды, так как расстояние немаленькое для пешей прогулки - порядка 7,5 км в одну сторону. Взяли на прокат 3 велосипеда (младшенький ехал в сиденье за папой). И с удовольствием прокатились - дорога из бетонных плит, сделанная ещё немцами во время войны. Проехав 3,5 км, мы остановились осмотреть бывший немецкий ракетный полигон. Вот что предстало нашему взору-
стенд "Главный полигон в Лэбе"

полигон в Лебе

Лэба 1943

Леба 1943

стартовая площадка ракет ФАУ-2

Все можно было потрогать, везде залезть.
Мужу и старшему сыну было очень интересно.

По сходной цене продавали сало с хлебом и малосольные огурчики. Муж заметил - только шнапса не хватает! Сала в жару не очень-то хотелось, съели по огурчику и снова в путь. Проехав ещё 4 км, добрались до дюн. Для нас такое количество песка было не новостью, в прошлом году мы были на дюнах на Куршской косе. Но всё равно - пустыня вблизи моря впечатляет!

дюны дюны

Вот так песок засыпает деревья.

дюны

Все разуваются и поднимаются на дюны. Сверху открывается красивый вид. Жаль, что сфотографировать это сложно - с одной стороны - озеро, с другой стороны- море и "море" песка! В этой "пустыне " фельдмаршал Эрвин Роммель готовил солдат для войны в Африке. Видели таких старушек бодрых, которые тоже поднимались на эти "горы"(хотя это не так-то просто). Одна из них, добравшись до верха, сказала, что теперь и до Бога рукой подать.
Дети, подростки, да и некоторые взрослые развлекаются там по полной - кто сбегает с криками радости вниз, кто просто кубарем скатывается с этих горок, кто пытается съехать на попе. Наши дети проделали всё это по нескольку раз, их не смущало, что надо опять карабкаться вверх.
Восхождение на дюны - вид сзади

дюны

Дальних переходов по пустыне мы не планировали. Во- первых, жарко, во- вторых, люди передвигались из одной точки в другую, а мы должны бы были вернуться на исходную, где были припаркованы наши велосипеды. Поэтому, дав детям вволю порезвиться, мы сели на своих железных коней и с ветерком поехали. В итоге мы проехали 15 км, от такой поездки мы получили массу удовольствия - и окрестности посмотрели, и мышцы размяли.

А в один из следующих вечеров мы на корабле выходили в море.
Вот такой замечательный корабль:

корабль корабль

корабль

А такой колоритный пират встречал всех желающих совершить это плавание:

пират

Проплыли мимо стоянки яхт

стоянка яхт

В ходе плавания выяснилось, что детям (за небольшую плату - 5 злотых=50 рублей) выдавался сертификат и разрешали поуправлять кораблем. Даже капитанскую фуражку одевали! Счастью не было предела! И старший, и младший были капитанами!

капитан

На месте мы обжились и всё было хорошо, но про обратный путь забывать не надо. Встал вопрос - как ехать обратно до Калининграда? Решили, что дама на рецепшене должна немного поработать - на английском, простыми предложениями объяснили ей, что нам необходимы расписания автобусов и электричек до Гданьска и от Гданьска до Калининграда. Получив от неё эту информацию, решили на следующий день поутру рвануть в Гданьск. Путь был таков - автобусом или электричкой до Лемборка, а от туда электричкой до Гданьска. Электричка от Лэбы до Лемборка ездит только в сезон. Но это нечто! Судите сами

карта

В поезде чистота, всего 2 вагона, соединенные гармошкой, в этом поезде есть туалет (с зеркалом, с туалетной бумагой, с жидким мылом).
Хотя ехать всего 40 минут. Всё для людей!
С билетами на электрички - не так всё просто. Честно говоря, разницу в цене в зависимости от времени отправления мы заметили, но т.к. мы с 2 детьми путешествовали, мы не могли себе позволить иногда ждать другой поезд. Приходилось передвигаться тем, что удобнее. Ещё веселее было, когда кассир в кассе продает билеты -2 взрослых и 2 детских - ничего не говоря про льготы, а контролер при проверке (а у них проверяют ВСЕГДА) объясняет, что мы на старшего должны предъявить какую-то бумагу, удостоверяющую, что он учится. А если этой бумажки нет, то нужен билет за полную стоимость. На первый раз нам сошло с рук - мы ничего не доплачивали. Но мы решили не искушать судьбу и покупали 4 полных билета. После этого контролеры начали у нас выяснять, почему мы не покупаем детские билеты. На польском мы это объянить не могли, поэтому просто говорили - не разумим! (не понимаем!) и улыбались! Вот так! В электричках надо обязательно садится в вагон того класса, который указан в билете (это я помнила ещё со времен своего первого визита в Польшу в 1989 году - тогда мы здорово накололись,заняв места в 1 классе, имея билеты во второй!)

Чтобы были понятнее наши маршруты, выкладываю карту

карта

От Лемборка до Гданьска примерно 2 часа экспрессом. Вокзал в Гданьске очень симпатичный

ж/д вокзал в Гданьске

Очень удачно в Польше расположены ж/д вокзал и автовокзал - они всегда рядом! Поэтому ничего искать нам не пришлось, быстренько купив билеты на автобус до Калининграда, мы отправились гулять по Гданьску. На вокзале мы сразу же купили план мяста - план города- без неё мы как без рук! Сориентировались и вперед!

Мимо ратуши Старого города (1587-1595)

старая ратуша в Гданьске

вышли к Большой мельнице (Вельки Млын) (первое фото с сайта www.gdansk.pl)

Большая мельница  в Гданьске Большая мельница в Гданьске

Большая мельница в Гданьске

Вельки млын расположен на канале Радуни, пересекающем Старый город. В месте разветвления канала в 1350 году вырос крупнейший промышленный объект средневековой Европы. Он выполнял функции мельницы, амбара и пекарни.

За Вельки млын расположен котел св. Катаржины, один из древнейших костелов в Гданьске, называемый "матерью костелов Гданьска"

костел святой Катаржины  в Гданьске

Множество небольших улочек, много костелов и , к сожалению, недостаток времени! Вынуждены передвигаться по четко намеченному плану - к Главному городу, к улице Длуга. Ориентируемся по карте и берем правее.
Отстаются позади Халл Торгова (как написано в путеводителе - некрасивого неоготического крытого рынка) и башня св. Яцка (ок.1400 г)

Рынок в Гданьске

И вот наконец мы у места, которое называют началом Королевской дороги.Здесь, у Высотных ворот, приветствовались торжественно польские короли. Здесь был когда-то главный въезд в город.

Высотные ворота в Гданьске

Неподалеку от этих ворот - впечатляющее здание Великого Арсенала

Великий Арсенал в Гданьске

И вот они Золотые ворота, через которые когда- то въезжали королевские кортежи.

Золотые ворота в Гданьске

Этой триумфальной аркой начинается улица Длуга.
Вид на эти же ворота со стороны улицы Длуга.

улица Длуга в Гданьске

Но тут подошло время обеда. Дети решительно отказывались перемещаться, не перекусив. Справа от Золотых ворот (не заходя на ул.Длуга), в сквере - небольшое кафе , в котором мы и перекусили. На территории кафе был небольшой фонтанчик. Было жарко. Заказ нужно ждать. Старшенький обследовал окрестности, а нашего младшенького привлек фонтан (больше ничего подходящего для него не было поблизости). Сначала он там палочкой воду баламутил, потом руки там помыл и , пока мама с папой охлаждались первым глотком пива, он рядышком с ним (к радости посетителей и к ужасу родителей ) пописал. Пришлось делать внушение...
Наконец- то принесли еду и мы пообедав двинулись дальше. Надо отметить, что если бы кушали в центре в Москве, то цена отличалась бы в разы от обычных кафе. А это центр Гданьска, а отличия в цене по сравнению с той же Лэбой не грандиозные (примерно больше на 10-20 злотых). Это приятно удивило.

Пройдя Золотые ворота, взору открывается прекрасный вид - красивая улица и над ней возвышается Ратуша Главного города.

Ратуша в Гданьске

Часы, установленные на башне, действующие и каждый час слышна музыка колоколов.
На углу Ратуши - красивые солнечные часы.

солнечные часы

В Ратуше в настоящее время расположен Исторический музей Гданьска. И с неё ( высота ок. 48 м) можно полюбоваться панорамой города. У нас, увы , не было времени.
Сразу за ратушей - красивая площадь- Длуги Тарг (название с 15 века). На ней очень много зданий, построенных в разных стилях (классицизма, барокко и Ренессанса), а в центре - фонтан Нептуна.

Длуги Тарг в Гданьске

Полюбовавшись этой красотой, через Брама Зелёна (фото с сайта www.gdansk.pl)

Брама Зелена в Гданьске

вышли на набережную реки Мотлавы. Какая красота!

набережная реки Мотлавы

а слева - Журавель, считающийся символом Гданьска

журавель в Гданьске

Журав (журавель)- это крупнейший в средневековой Европе портовый кран,использовавшийся для погрузки грузов и установки мачт на кораблях. Внутри него находится действующий двигательный механизм - огромное деревянное колесо, когда-то приводимое в движение силой человеческих ног.

колесо журавеля

При помощи этого механизма можно было поднимать грузы - до 2 тонн на высоту 27 м и до 4 тонн на высоту 11 м.

На Длинной Набережной очень много разных ворот. Пройдя по ним, попадаешь на улицу с одноименным названием.
Вот одни из них - Брама Хлебницка (Хлебные ворота).

Хлебные ворота в Гданьске

Первая половина 15 века, с гербом Гданьска ещё со времен Тевтонского ордена (два креста без короны).

Cо временем у нас было напряженно. Детям, особенно младшенькому, было тяжеловато, выручали папины плечи. Прогулявшись по набережной, зайдя там в небольшой магазинчик с книгами и сувенирами (приобрели мы там картиночку в свою коллекцию - у нас висят на стене небольшие фотографии или картины из тех мест, где мы были), нам уже пора было возвращаться на вокзал. К Старому Городу мы шли по милой Мариацкой улице. Очень симпатичное место!

Мариацкая улица в Гданьске Мариацкая улица в Гданьске

Поразили вот такие сливы для дождевой воды

слив для дождевой воды

А в самом конце улицы - милый отельчик

отель в Гданьске

высотой в 4 этажа, а шириной всего в два окна .

Честно говоря, пишу о поездке и мысленно возвращаешься туда, в эту красоту, в более замедленном просмотре. В реальности мы были там, к сожалению, галопом по Европам.
Но даже так мы старались не пропустить мимо красивые места.
Вот такой герб с кабанами. А какие клыки!

герб

дом, обвитый плющом

дом с плющом

вид на Вельки млын и костел св. Катаржины

вид на Вельки млын

Вот и вокзал!

вокзал Гданьска

Проделываем непростой путь назад в Лэбу. Но довольны все - и мы, и дети. Хотя все очень устали. Правда, это не всё о Гданьске. По пути домой, в Россию, мы опять приехали сюда. И я, выслушав много "добрых" слов в свой адрес из уст мужа, потащила своих в Гданьск - Олива. Но об этом позже.

По дороге к нашему отелю в Лэбе был указатель, который мы прочитали не с первого раза - по-польски, да проезжая мимо быстро на машине. А там была такая надпись - огороды орнитологичны. Такая возможность птичек посмотреть - как же можно её упустить! В этих огородах орнитологичны оказались не только птицы. Детей порадовали кабаны

кабаны

и кабан с маленькими кабанятками

кабаны с кабанятками

А птиц там было много разных - от различных кур и петухов, уток, гусей, павлинов до страусов и фазанов разных пород.

страусы фазаны

фазаны фазаны

Я мне понравились вот такие птички с хохолками, но они какие-то агрессивные. Я пыталась их сфотографировать и для этого,устанавливала фотоаппарат очень близко к сетке, так они подбегали ко мне и пытались клюнуть.

хохлатые птички

Все надписи были на польском и хотя нам было интересно, было не понятно.

В общем, эти огороды орнитологичны оказались небольшим зоопарком, устроенном на обычной земле. Нет заасфальтированных дорожек, природные водоемы для птиц. Некоторые птицы - утки и гуси - перелетают с одного небольшого пруда на другой совершенно свободно. Просто приятно посмотреть!
К поездке своей мы готовились, не скажу, что основательно, но готовились. Интернет пошерстили капитально. И поэтому мы изначально знали, куда нам съездить, что посмотреть. Очень славный сайт нашли на немецком языке - про Кашубию (так называется эта местность, где мы были).
Так вот на этом сайте мы нашли города, расположенные недалеко от побережья. Привлек наше внимание небольшой город Бытув, о котором так было написано:

Кашубы называют Бытув вечно пограничным городом, т.к. этот город был то немецким, то польским. На стыке 14 и 15 веков высоко над городом вознесся рыцарский замок. После замка магистров Мариенбург (Мальборк) он лучше всего построенный замок Тевтонского Ордена. Замок имеет прямоугольную форму с 4 мощными башнями в каждом углу - главные башни круглые (Млынска, Розовая и Полевая),а одна четырёхсторонняя башня Пороховая. В мирное время замок был резиденцией администрации и трактиром для западноевропейских рыцарей, направляющихся в Мальборк - столицу крестоносцев. Главное и самое старое готическое здание, так называемый Дом Законны (теперь музей) находится в северозападной части замка. В 1560-1570 гг князья померанские провёли фундаментальную перестройку замка.

Конечно, мы не могли туда не поехать. Позагарав с утра на пляже немножко, рванули в Бытув. Сначала до Лемборка на любимой электричке (ну очень она нам пришлась по душе), а там было 2 варианта - рейсовый автобус или такси. Было жарко, да мы с 2 нашими "орлами"- и решили взять такси. На "мерсе" с кондиционером всё-таки приятнее, чем в автобусе. Да и цена была приемлимая. В дороге с таксистом мы разговорились о жизни. Причем разговор протекал так - он разговаривал с нами по- польски, а мы ним - по-русски. Выяснилось, что в школе он учил русский, потом у него был бизнес с Россией (как он сказал - а оказалось, что с Украиной и Белоруссией), поэтому понимать русский он понимает, а сказать не может (ну прям как многие из нас после изучения иностранного языка в школе. И хотя муж сидел рядом с ним, а я с детьми на заднем сиденье, он всё время поворачивался ко мне и спрашивал - разумим?(поняла?). Поговорив с ним, поняли, что и в Польше не так всё красиво, как пишут в газетах и показывают по телевизору.

Доехали быстро, младшенький выспался по дороге. И вот он замок.

замок Бытув замок Бытув

Небольшой. В прежнем Доме Княжеском -ресторан и гостиница, другое крыло занимает Музей Западно-Кашубский .
И вот мы заходим на территорию, видим, что во внутреннем дворике установлены столы под открытым небом. Компания немолодых людей что-то отмечает. И тут мы слышим.... Никогда не отгадаете! В Польше мы слышим "Сулико". Я спрашиваю мужа - откуда ЗДЕСЬ грузины? Муж только пожимает плечами. А эти люди танцуют под эту музыку что-то типа сиртаки. Вот такая была знатная картина! Поляк наш сказал, что это быстрее всего греки. Может быть, может быть....
Осмотрев музей, поднялись наверх.

замок Бытув

Пройдя такими узкими длинными коридорами, попадаем в небольшое помещение, а там рыцарские доспехи

рыцарские доспехи рыцарские доспехи

рыцарские доспехи

Наши мальчики всё посмотрели, потрогали "рыцаря", померились с ним ростом

Узкими проходами, где двоим трудно разойтись,

замок Бытув

мимо у туалета ( во всех средневековых замках туалеты одинаковой конструкции; делали его, как правило, в выступающей части сооружения; он представляет собой ...просто отверстие, выходящее на свежий воздух; чаще всего внизу протекала какая- нибудь речушка, уносящая все экскременты)

туалет в замке Бытув

вышли наружу, на проход вдоль внутренней стены замка.

замок Бытув

Вид на замок с внутренней стороны

а это гостиница в одной из частей замка

Посмотрев замок, надо было возвращаться в Лэбу. Наш путь неизбежно лежал через Лемборк. Городок небольшой, но красивый. Надо заметить, что все города, в которых мы были в Польше, были раньше немецкими. И названия у них изначально тоже были другими - Лемборк (бывший Лауенбург), Гданьск (бывший Данциг), Мальборк (бывший Мариенбург). Таксист наш любезно согласился показать свой родной город.
Вот, например, здание.

гимназия в Лемборке

Мы проезжали мимо него каждый раз, когда ехали из Лемборка в Лэбу, практически на 100 % были уверены, что это ратуша. И каково было наше неподдельное удивление, когда мы узнали, что это бывшая немецкая гимназия с пансионом.

В настоящее время здесь находится лицей.

лицей Лемборк

А ратуша - вот она.

ратуша Лемборк

В этой части здания находилась Stadtsparkasse (городская сберегательная касса). Надпись на немецком языке сохранилась до сих пор.

Лемборк

На верху -герб города

герб Лемборка

А вот остатки оборонительных сооружений города

Лемборк Лемборк

Конечно, не каждый день мы совершали такие поездки. Мы и на пляж ходили, и просто по городу прогуливались. Купаться не купались - вода была 18-19 градусов. Холодно! Старшенький и муж пару раз окунулись и вышли, младшенький бегал по берегу, я тоже только прогуливалась. Ну и загорали, конечно. Вот в один из дней загораем и видим летающее ведро

летающее ведро

Оказалось, что неподалеку молодой человек запускал на ЛЕСКЕ воздушного змея и привязал леску к детскому ведерку и оно так поднялось высоко.

Так что это не фотомонтаж, а реальный снимок! Забавный, правда.

И в этот же день, возвращаясь с пляжа, увидели вот такие колючки. Очень похожи на обычный чертополох, но размер....

чертополох

Они высотой примерно 1,5 метра. Рядом стоит небольшой микроавтобус, можно сравнить. Растут они только в одном месте на клумбе напротив кафе. Откуда они там взялись?

Продолжим биологическую тему.
Впервые в Польше мы увидели бук. В наших краях такие деревья не растут.

бук

Вот такие красавцы росли на территории нашего отеля.
Но всё же не можем мы долго сидеть на одном месте, да ещё тогда, когда есть что посмотреть. И мы решили поехать в Слупск. Если до этого мы ездили вправо от Лемборка (Гданьск) и вниз (Бытув), то Слупск находится левее (западнее) Лемборка. Добирались, как всегда, электричками. Слупск - небольшой город на реке Слупе в 18 км от Балтийского моря.
От вокзала прошлись по бульвару и вышли на небольшую площадь - площадь носит имя Сенкевича (автора романа "Крестоносцы"). На площади стоит ему памятник.

памятник Сенкевичу в Слупске

Здание современной ратуши построено в конце 19 - начале 20 в в неоготическом стиле.

ратуша в Слупске

Очень интересна ступенчатая часть ратуши.

Напротив ратуши - ворота 1385 г - сейчас они с двух сторон закрыты - внутри художественный салон.

Мариенкирхе в Слупске

Недалеко от ворот в сквере памятный знак, связанный с именем автора эсперанто Заменгофа.

памятный знак, связанный с именем автора эсперанто Заменгофав

За воротами - пешеходная зона - милое кафе в старом трамвае, уютный скверик, а за ним гигантский костел св. Марии (Marienkirche)

Мариенкирхе в Слупске Мариенкирхе в Слупске

Меня, ещё с времен моего первого посещения Польши, очень тянет зайти в костелы. Атмосфера совершенно другая по сравнению с нашей православной церковью. Органная музыка, огромные витражи - всё это завораживает. И тут я не могла пройти мимо, не зайдя в этот костел. Поляки вообще достаточно спокойно реагируют на посещение туристами костелов, если вести себя нормально. Так вот в этом костеле было венчание - такое ощущение, что перед глазами какое-то кино (много сцен венчания в западных фильмах я видела)- все украшено белыми цветами, с одной стороны сидят родственники жениха, с другой - невесты. А они стоят перед священником. Невеста в шикарном белом платье. Очень красиво!
Но, помня о том, что меня не приглашали, пришлось ретироваться.

Когда мы практически вернулись на вокзал, я повнимательнее посмотрев на карту, где были отмечены достопримечательности Слупска, обнаружила, что мы не посмотрели замок поморских князей.

Город славится историческими памятниками. На берегу реки готический замок поморских князей, перестроенный в ренессансном стиле. В настоящее время здесь музей Центрального Поморья с интересными собраниями, в том числе, оловянными саркофагами поморских князей и крупнейшей в Польше коллекцией произведений Станислава Игнацего Виткацы. Рядом с замком готические "Мельничные ворота" с 1400 г. и одна из старейших мельниц в Польше с 1320 г. (отделение этнографического музея).

Честно говоря, детки вели себя не очень, поэтому и вышла такая неприятность. Я предлагала мужу (было время немного до электрички) рвануть туда на такси, но он был непреклонен - детки папу рассердили
Вот то, что мы не посмотрели.

Слупск

Самую грандиозную вылазку мы совершили в Мальборк. Мы ещё в Москве решили, что этот объект не останется без нашего внимания. Муж и старшенький (видимо, от папы заразившийся) очень увлекаются историей. Ну и как же не посетить замок тевтонского ордена, будучи в Польше.

Главная достопримечательность - Мальборкская крепость, стоящая на реке Ногат, правом рукаве Вислы. Она считается великолепным образцом военной архитектуры средневековой Европы. Крепость построил в XIII-XV вв. Иерусалимский немецкий дом госпитального ордена Пресвятой Девы Марии, который для краткости называют орденом крестоносцев.
Крестоносцы хорошо продумывали расположение своих крепостей, и для Мальборка из стратегических соображений выбрали место, которое позволяло контролировать важный водный путь. Замок вырос на крутом берегу полуострова, вклинивающегося в болота. В 1309 г. власти ордена переехали в Мальборк, и крепость стала резиденцией тевтонских рыцарей.
Вторая мировая война не пощадила замок. После войны этот памятник готики был восстановлен, а в 1960 г. здесь открыт музей.

Наши впечатления о посещении Мальборка ->

Назад, из Мальборка в Лэбу, ехали совершенно уставшие. В Лемборке взяли такси до Лэбы. По дороге заехали по просьбе таксиста на заправку. А там стоят наши, советские самолеты-МИГ-21 и АН-12. Мы мимо часто проезжали, но всё время торопились, а тут можно было выйти и сфотографировать, и потрогать. Старшенький был доволен.

МИГ-21 АН-12

Как я уже писала раньше, обратно в Россию мы уезжали из Гданьска.
Обратный путь у нас был длинный и не особо легкий - жара, багаж, куча пересадок и т.д.
В общей сложности, из Лэбы до Калиниграда мы добирались в течение 12 часов. До Гданьска - как обычно, такси до Лемборка и электричка до Гданьска. До автобуса у нас было часа 4 времени. Я ещё в Лэбе решила, почитав разные путеводители, что очень красиво в Гданьск - Олива. Муж не особо одобрял мое решение - жарко, а тебя куда-то несет. Но не сидеть же на вокзале - парировала я. Он сдался, но выражение его лица надо было видеть. Сдали вещи в камеру хранения на вокзале, детям купили по вкусной булочке и в путь.
На вокзале увидели вот такой магазин. Не сразу поняли что это.

табачная лавка

Муж выяснил, что это табачная лавка.

До пригорода Гданьска -Олива - доехали на такси.

Олива - тихий, очаровательный гданьский район был воспет известным путешественником Александром фон Гумбольтом как третье прекраснейшее место на свете.

Первое, что сразу поражает Оливский кафедральный собор. Сразу оговорюсь - это фото не мое, с сайта fotki.ru. Я пыталась сфотографировать, но ничего путного не вышло.

Оливский кафедральный собор

Возведенная в качестве цистерцианской святыни в 13 веке готическая трехнефная сводчатая базилика, построенная в проекции латинского креста, насчитывает 107 м в длину и является самой длинной в Польше. Прекрасный интерьер скрывает множество произведений искусства: главный алтарь в стиле барокко и 20 боковых алтарей, амвон в стиле рококо, прекрасные почетные скамьи. Украшением кафедрального собора является знаменитый орган в стиле рококо, инструмент с неповторимым звучанием и своеобразным эффектом эха. Особенностью органа являются подвижные декорации - звезды, трубы и колокольчики ангелов, оживающие во время игры.

фото с сайта fotki.ru

Внутри и правда ОЧЕНЬ красиво. Можете убедиться сами:
алтарь

МИГ-21

А это тот самый знаменитый орган

И ещё немножко интерьерных видов Оливского собора:

Оливский кафедральный собор Оливский кафедральный собор Оливский кафедральный собор

Мать Тереза

Мать Тереза Оливский кафедральный собор

За собором - красивейший парк.

Прекрасный Оливский парк, появившийся в 18 и в начале 19 века, состоит из французского сада и английского парка. Здесь можно увидеть грабовую аллею, а также открытый в 1920 г альпинарий, оранжерею, грот и каскад водопадов.

Деревья огромные, тени много, приятно побродить в жару по аллеям.

парк в Оливе парк в Оливе

В парке среди живописных аллей, небольших прудов, ухоженных клумб - дворец аббатов. фото с сайта fotki.ru

Дворец аббатов в Оливе

Прогулявшись по тенистым аллеям, наткнулись на щит с планом парка и стали по-польски читать, что где находится. Очень заинтересовала нас оранжерея. Конечно, мы не могли пройти мимо. Небольшая, уютная такая и столько всего интересного сосредоточено ....
Например, цветущие орхидеи

оранжерея в Оливе оранжерея в Оливе

оранжерея в Оливе

Высоченная пальма, упирающаяся в купол оранжереи

пальма

Старшенького поразило КАК растут бананы

оранжерея в Оливе

И на выходе из парка увидели такую неприметную табличку. Не знаю почему, но я её сфотографировала.

памятная доска в Оливе

Позже выяснила, что она - в честь 350 летия Оливской битвы, проходившей в 1627 г в ходе польско-шведской войны.
И ещё Олива знаменита тем, что в 1660 году здесь был заключен Оливский мир, закончивший шведско-польско-датско-бранденбургскую войну 1655-1660 гг.
Это всё, что мы успели там посмотреть. Потом мы вернулись из Оливы в центр, пообедали и на автобусе отправились на Родину.
В принципе, вот и всё! Путешествие нам наше ОЧЕНЬ понравилось, вспоминаем частенько. Что можно сказать в завершение, Польша - интересная страна, отношение к русским туристам хорошее (хотя, положа руку на сердце, надо отметить, что на побережье русскую речь я слышала всего 1 раз). И ещё - не надо бояться ездить в нераскрученные места, как показывает опыт - всегда есть, что посмотреть!