Москва и Московская область

Рогожская слобода. Улица Школьная

Совершенно случайно забрели мы в этот чудесный уголок Москвы. Просто шли пешком к Спасо-Андроникову монастырю не как обычно, а дворами. И просто были ошоломлены увиденным. Очень неожиданно мы попали в старую Москву. К сожалению, таких мест остается всё меньше и меньше.

Немного из истории (с сайта www.irn.ru):

Рогожская слобода появилась при царе Борисе Годунове. Он поселил здесь ямщиков для «гоньбы» в село Рогожу, современный город Ногинск. Главной транспортной артерией, по которой многочисленные обозы проходили на Владимирский и Рязанский тракты, стала нынешняя улица Школьная, или, как она тогда называлась, Тележная. Здесь была сосредоточена «вся суть рогожской жизни». Шумную, многолюдную, яркую улицу так и называли — «большая ярмарка». Местные жители зарабатывали промыслами, обслуживающими нужды «ездивших по дорогам». Например, продавали телеги, тарантасы, принадлежности для лошадей и др. Товар для наглядности выставляли на улице. Удачную покупку отмечали в трактирах и полпивных, где всегда было много народа. Неплохой доход приносили и постоялые дворы, которых на Тележной имелось немало. Их можно было узнать по большим деревянным воротам, перед некоторыми из которых и сегодня сохранились отбойные каменные тумбы, уберегавшие сани, телеги и экипажи от заносов. Обычно путники стучали в дверь большой ручкой. Хозяин заведения выходил и рассматривал через решетчатое окошко человека, просившего кров для себя и своей лошади. Если гость вызывал подозрение, он спускал на беднягу собак, для чего между воротами и землей был оставлен небольшой зазор. Дворы мостили досками, поэтому на улице нередко возникали пожары. Над воротами иных постоялых дворов и сейчас можно увидеть крест, который напоминает о том, что большинство обитателей улицы Тележной были старообрядцами. Эта вера по‑особому организовывала быт ее приверженцев, резко отличавшийся от повседневности остальной Москвы. Старообрядцы не пили, не курили, не проматывали состояний, были честны, расчетливы и осторожны в сделках. В «театры бесовские не ходили» да и книг «гражданских» не читали, поскольку литература была для них «пустым звуком». Девушки гулять не ходили, песни петь не смели, а сидели целыми днями за пяльцами и поглядывали на прохожих из окошка. Целым событием для жителей улицы становился поход в баню по субботам и перед большими праздниками. Жизнь здесь текла по раз и навсегда заведенному порядку, за нарушение которого могли строго наказать. Тем не менее такие суровые условия существования способствовали благосостоянию и процветанию целых поколений. В XIX веке улица уже была известна как 1-я Рогожская, хотя в народе сохранялось прежнее название. В размеренную жизнь старообрядцев вихрем ворвался технический прогресс. Ямщики не могли конкурировать с только что построенной железной дорогой, промысел постепенно пошел на убыль, многие разорились. Дома часто горели, но восстанавливать их после этих бедствий становилось все тяжелее. Улица пришла в окончательный упадок после большого пожара, случившегося в 1886 году. За многими домами перестали следить, и к началу ХХ века их санитарное состояние оставляло желать лучшего. Время от времени проводили лишь самый необходимый внутренний ремонт. Постепенно район бывшей Рогожской слободы превратился в трущобы, архитектурно неорганизованное, беспорядочно застроенное пространство. В 1923 году улица вновь была переименована и стала Школьной (рядом располагалась школа).

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь расположен в красивом месте на обрывистом берегу реки Яуза.

Немного из истории (с сайта отдыхинфо.ру):

Предание об основании монастыря гласит, что, возвращаясь в 1358 году из Константинополя, после рукоположения в сан митрополита Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного. Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников Сергия Радонежского Андроник, причисленный позднее к лику святых, поэтому монастырь после его смерти стал называться Спасо-Андрониковым.

Спасо-Андроников монастырь был одним из монастырей-сторожей столицы. По размерам он совсем небольшой. Стены изначально были деревянными, во второй половине 17 века стали каменными. Вместе со стенами монастыря были построены Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери-главный вход в Спасо-Андроников монастырь.

От стен монастыря, построенных в 17 веке, остались только юго- восточная угловая башня.

и участок восточной стены (настоящая крепостная стена)

до боковых ворот,построенных позднее.

В 18 веке увеличили количество башен - появилась северо-западная башня

,

надстроили восьмериком юго-восточную башню. Северная, западная и большая часть восточной стены также представляют постройку XVIII-XIX веков.

Подойдя к юго-западной башне

мы увидим, что вышли на край холма, на котором стоит монастырь. Внизу течет Яуза. Идем вдоль западной стены

обходим монастырь кругом, благо, он невелик.
Вот план монастыря (с сайта vif2; цифры=метры)

И снова подходим к Святым воротам, они закрыты, но рядом открыты небольшие ворота.

проходим на территорию монастыря.

На плане видно, что построек на территории немного. Конечно, центральная фигура - это Спасский собор.

В 1420 году был отстроен в камне и сохранился до наших дней. Этот собор - древнейший в Москве монастырский храм, построенный в XV веке и сохранившийся до нашего времени.

Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный.О чем свидетельствует памятная доска на храме.

Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены. К сожалению, фрески не сохранились.

Не менее впечатляюще выглядит Церковь Михаила Архангела.

Храм во имя Архангела Михаила был заложен в монастыре по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в 1691 г . Вверху помещалась церковь,предназначенная для уединенных монашеских молитв. Нижний ярус был отведен усыпальнице древнего боярского рода Лопухиных, где первой в 1691 году была захоронена мать Евдокии, Устинья Богдановна Лопухина. В строительства храма был перерыв, связанным с опалой в 1698 году царицы Евдокии Лопухиной. Строительство был завершено лишь в 1739 году.

На территории монастыря, напротив Спасского собора, расположена деревянная звонница.

Здание розового цвета за звонницей - это Братский корпус, в котором были размещены кельи монахов.

Монастырь, стоящий на высоком берегу реки Яузы, был на перепутье двух оживленных дорог-одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду, представлявшую постоянную опасность для Москвы. Это был монастырь- сторож в случае набега неприятелей.
В 1380 году Спасо-Андроников монастырь торжественно встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, была захоронена часть павших в сражении русских воинов. С этих времен и вплоть до начала XX века территория монастыря служила местом захоронений. После революции монастырский некрополь был разорен, сейчас сохранились только отдельные надгробия. Мы их видели, но надписи от времени плохо просматриваются, поэтому фотографировать не стала.

Посетили мы выставку икон, но т.к. были с детьми, а им было скучновато, то на всё про всё у нас ушло минут 10!!! При входе (выходе) расположены настоятельские покои.

И напоследок ещё одно фото территории монастыря:

Вот такой небольшой монастырь недалеко от центра Москвы. В нем расположен музей имени Андрея Рублева. На площади перед монастырем, в сквере, ему установлен памятник.