Литва . Куршская коса. 2005 год

Отзыв о поездке.

Фото увеличиваются по клику

В следующее свое путешествие мы отправились уже вчетвером – к этому времени у нас было уже два сына. Младшему исполнилось 3 года, и мы решили снова поехать в Прибалтику. На этот раз мы выбрали Литву, а точнее – Куршскую косу. Заповедное место, шикарная природа, море, дюны – это то, что нам надо.

До Клайпеды добрались на поезде, оттуда на пароме переправились на Куршскую косу. Местом своего отдыха мы выбрали небольшой городок

Юодкранте

где живет всего 720 человек. Разместились мы в гостинице "Куршю Киемас"

Юодкранте гостиница Куршю Киемас

и сразу решили исследовать окрестности. Пообедав в ресторане на Вилле «Флора», мы пошли на море. К морю вела дорога через лес, идти предстояло примерно 1,5 км. По дороге мы то преодолевали небольшие подъемы, то резво спускались с горки. По краям дороги стоят скамейки, на которых можно отдохнуть, но детям больше нравилось сидеть на больших пнях на обочине. Надо заметить, что, идя по лесу, отчетливо ощущался запах сосновой хвои и смолы. Приближение моря чувствуется издалека – его ещё не видно, но доносится свежий морской ветерок. Почти у самого моря растут не обычные, а горные сосны – у них длинные иголки и они больше похожи на кустарник.

горная сосна

Под ними росли маленькие желтые цветочки, у которых, как выяснили мы впоследствии, сок ядовит.

ядовитые желтые цветочки

Вот оно Балтийское море. Серые волны, белый песок.

Балтийское море

Надо отметить, что пляжу в Юодкранте вручен Синий флаг. Все места общественного пользования (ну вы понимаете, о чём я) - хоть и скромненькие, но безуперчно чистенькие. Никакого мусора.

Непосредственно на пляже прохладно, мы нежились на песке в дюнах, в небольших "лежбищах". Даже заборчик есть плетеный.

дюны

На следующий день, помимо прогулки к морю, мы побывали на Горе ведьм. Во время прогулки по Юодкранте нас заинтересовал такой указатель:

Гора ведьм

Оказалось, что через дорогу от набережной - Гора Рагану (Ведьмина).

В 1979-1981 гг. летом народные мастера из всей Литвы вырезали из дуба около 80 фигур на мотивы народных сказок и легенд.Позднее экспозицию пополнили новыми скульптурами: качелями, горками и скамейками.

Расположены они внутри тенистого леса вдоль извилистой тропинки и изображены на них ведьмы, черти, драконы и другие персонажи.
На входе всех встречает:

гора Ведьм

Дети были в восторге. Они не ходили, а бегали от одной скульптуры к другой. Катались на качелях, сидели на резных тронах, пытались даже прокатиться с деревянной горки. Скульптуры очень необычные и их много. Вот некоторые из них. Фото не очень, т.к. фотоаппарат был ещё нецифровой, и плёнку потом оцифровывали.

гора Ведьм гора Ведьм

гора Ведьм гора Ведьм гора Ведьм

После такой активной прогулки захотелось перекусить. Кафешки в Юодкранте уютные, кормят хорошо. Чинно сидеть в ожидании обеда нашим мальчикам было тяжело и те, кафе, у которых была ещё и игровая площадка, были кстати. Туда мы, в основном и ходили. Мы спокойно сидели и разговаривали и дети не изводили нас бесконечными "ну когда же?".

кафе в Юодкранте кафе в Юодкранте

кафе в Юодкранте

А теперь прогулка по набережной Кушского залива, в котором плавают лебеди.

лебеди лебедь

Младшенький под впечатлением недавно прочитанной сказки "Гуси-лебеди" считал их таким образом - раз гусь-лебедь, два гусь- лебедь и т.д. Объяснения, что говорить надо просто лебедь ни к чему не привели. Считал только так!

А такие картины меня просто завораживали.

яхта Куршский залив

На набережной - дорожки и для пешеходов, и для велосипедистов. Велосипеды можно было спокойно взять в прокат, чем позже мы и воспользовались. И еще на набережной парк каменных скульптур.

Вот одна из них

каменная скульптура на набережной Юодкранте

В самом Куршском заливе купаться не принято. Там ловят рыбу. Даже на въезде в Юодкранте со стороны Ниды установлена вот такая большая необычная рыба, сделанная из жердей и сетей. Глаз - поплавок. Хвост - из двухручных пил. Мастерили ее люди с фанатзией. Очень нам понравилась рыбка! И недалеко от нее сушатся рыбацкие снасти.

рыба из сетей сети

То, что у тамошеного населения с фантазией и смекалкой все хорошо, мы убедись неоднократно. Вот первый пример

деревянная скульптура

а вот вам второй

качели

Как вам такие качели? С первого взгляда кажется, чтоо ничего необычного в них нет - простые деревянные качели. А вот и нет! Присмотритесь - видите насечки, идущие по всему бревну? Они сделаны для того, чтобы могли покататься люди разного!!!! веса. Наши мальчики с разницей в возрасте 6 лет могли покататься без нашей помощи! Просто правильно сесть нужно. И всё!

Ну и вот ещё

рыбка

Если около дома висит такая рыбешка деревянная (а у каждого хозяина она своя!), то значит в продаже есть копченая рыба. У хозяев есть холодильник-витрина. Подходите и выбирайте. И чего там только нет - от окуней до угря. Рыбка свежайшая, ещё утром она плывала в заливе. Мы даже угря копченого там попробовали! Вкусно - не то слово!

Домики ухоженные, палисаднички - как с картинки

палисадник

Недалеко от Юодкранте в сторону Ниды находится колония бакланов и цапель. Мы взяли велосипеды в прокат. Т.к. младшему было всего 3 года, то один из велосипедов взяли с детским сиденьем сзади. И поехали. Вдоль залива очень хорошо передвигаться по велосипедным дорожкам, удобно и не страшно. Потом пришлось ехать по обочине дороги. А я ездок ещё тот, натерпелась страху - мама дорогая. Мимо проносятся машин, впереди муж с мелким, посередине старшенький, которому всего 9 лет, я сзади. Но доехала! Велосипеды просто поставили рядом со ступеньками смотровой площадки, надеясь на честность окружающих. Поднялись наверх. Над площадкой - крыша. Сначало это вызвало у нас недоумение - зачем? Но когда рядом пролетел здоровенный баклан, всё сразу стало понятно. Чтобы никому на голову ничего не упало....
Бакланы гнездяться на вершинах деревьев, а цапли вьют гнезда по соседству - на боковых ветках сосен. В Европе эта одна из крупнейших колоний этих птиц. Но пейзаж удручающий! Сосны почти белые. Они белеют от птичьего помета. Некоторые деревья сохнут. Очень жаль!

колония бакланов и цапель около Юодкранте колония бакланов и цапель около Юодкранте

По соседству с нашей гостиницей мы однажды увидели стенд с информацией о дендрологической тропе. Мы заинтересовались и отправились по ней. Длина ее -1600 м. Несмотря на то, что мелкому было всего 3 года, нас это не остановило. Расположена она в старом лесу. Мы шли от одного стенда к другому, по указателям, жалея лишь о том, что вся информация была на литовском и английском языках. Что-то понимали, что-то не очень. Но все равно прогулялись славно. Все остались довольны.

Между Нидой и Юодкранте есть Серые дюны. Ещё их называют Мертвыми. Как таковой остановки рейсового автобуса около этих дюн нет, но водитель не отказал нам и на обратном пути забрал. Пройдя мимо зеленых насаждений около дороги попадаешь в пустыню. Прохладный ветер с моря сюда не доходит, палящее солнце и серый песок. С одной из высоких дюн видно и море, и Куршский залив. Жаль сфотографировать нельзя. Очень красиво!

мертвые дюны Куршской косы серые дюны Куршской косы

мертвые дюны Куршской косы мертвые дюны Куршской косы

вид с метрвых дюн на море

Юодкранте находится посередине литовской части Куршской косы, между Нидой и Смилтене (деревушкой, в которую попадаешь, переплыв от Клайпеды на пароме). Так вот езды на автобусе, что в Ниду, что в Смилтене, всего полчаса. Очень удобно.

Смилтене

Узнав, что в самой северной части косы находится морской музей и аквариум с дельфинарием, мы, конечно же, туда отправились. Пройдя от причала, конечного пункта автобуса, вдоль выставленных на набережной морских судов (в которые можно залезть, что мои мальчики и сделали),

корабли на набережной

увидели дельфинарий. Приобретя билеты на ближайшее представление, пошли в морской музей и аквариум.

Морской музей расположен в морском форте 19 века, который был предназначен для защиты Клайпеды. В центральном редуте сейчас аквариум. Его окружают открытые бассейны с тюленями и морскими львами. Около каждого бассейна написано расписание кормления животного. Это самое настоящее маленькое цирковое представление. Дети были в восторге, как они издавали звуки и ловили подброшенную рыбу.

тюлень кормление тюленя тюлень

морской лев морской лев

За таким интересным занятием время прогло быстро и вот мы уже на представлении в дельфинарии. Красивое зрелище, правда, комментарии на литовском, но и без них все понятно. Смотрите и наслаждайтесь, глядя на умных красавцев - дельфинов! Младший быстро потерял интерес к происходящему и тихо сидел только потому, что одно за одним медленно жевал печенье. Так и продержались целый час!

Нида

В Ниду мы тоже ездили на автобусе. Расписание написано на остановке, автобус приезжает точно, как указано. Ехать полчаса. Нида - самый крупный населенный пункт литовской части Куршской косы. Там живут 1500 человек. В городе сохранена древняя рыбацкая архитектура.

старый дом в Ниде Нида

По традиции здания здесь красят в коричневый, красный или синий цвета, а орнаменты - белые или голубые. Крыши покрыты соломой.

Подошли к лютеранской кирхе

кирха в Ниде

Рядом с ним старое кладбище, на могилах характерные только для этих мест надгробия - крикшты. Их вырезали из дерева и ставили в ногах умершего. Они очень интересной формы, с резными орнаментами.

Зашли мы и в музей янтаря. В витрине сбоку здания стоял станок для обработки янтаря. Периодически за него садится мастер и показывает как это делается. В самом музее-галерее какого только не было янтаря - от молочно- белого до черного, просто и с разными включениями.

А в следующий приезд в Ниду мы поднялись на дюну Парниджио.

вид на Парниджио дюна Парниджио

Пока мы шли среди зеленых насаждений, пуловеры и ветровки мы не снимали, но когда мы вышли на саму дюну - мы поняли, что это натуральная пустыня! Песок и солнце! Разулись и разделись до футболок. Какой кайф по белому горячему песку ступать голыми ногами!

Высота дюны- 52 м. С верхней точки дюны, куда мы забрались, были видны и Балтийское море, и Куршский залив. Посмотришь в одну сторону - сплошные пески, в другую- сосны. В общем, место интересное.

Когда спускались вниз, заметили среди песка нежные фиалки. Как они выживают в таких условиях? Загадка!

фиалки

Клайпеда

Как я писала в самом начале, чтобы попасть из Клайпеды на Куршскую косу и обратно, нужно плыть на пароме, который ходит каждые полчаса.

паром

Клайпеда стала литовским городом только в 1923 году, до этого она была германским городом Мемелем, основанным Немецким орденомв 13 веке. И немецое влияние очень заметно в облике города. В Старой Клайпеде есть около 20 фахверковых домов, типично немецких.

фахверковый дом в Клайпеде

Площадь перед Театром драмы - центральная площадь города

площадь перед Театром драмы в Клайпеде

Около старейшего городского разводного!!! моста - моста Биржос

мост Биржос в Клайпеде

симпатичный дом с эркером

дом с эркером в Клайпеде

На улице Лепу (Липовая)- одной из главных улиц города - много разных достопримечательностей: здание почты 19 века, картинная галерея, музей часов. Музей часов находится в красивейшем особняке 19 века. Внутри каких часов только нет - и водные, и огненные, и песочные, и солнечные, и т.д. различных конструкций.

Рядом с музеем (за ним) сохранился небольшой фрагмент парка. В закрытом дворике парка

дворик музея часов в Клайпеде

необычные солнечные часы

солнечные часы в Клайпедском музее часов

Клайпеда - уютный город, приятный во всех отношениях. Как и вся Куршская коса и ее обитатели.

В общем, от путешествия в нашей памяти остались только положительные эмоции и приятные воспоминания. А что ещё нужно?