Эстония. 2001 год

Посетить эту страну во второй раз мы решили вместе со старшим  сыном, которому исполнилось тогда 5 лет. Мы остановили свой выбор на Нарве, а точнее, на Нарва - Йыессу. Это курортное место в 14 км от Нарвы, расположенное у впадения реки Наровы в Финский залив, уже более ста лет привлекающее к себе отдыхающих и дачников, излюбленное место отдыха питерской интеллигенции еще в советские времена.

Путешествие мы своё начали с Санкт-Петербурга, где решили не задерживаться ввиду  мерзкой погоды. На такси благополучно и достаточно быстро добрались до Ивангорода.  Ивангород и Нарва - пограничные российский и эстонский, соответственно,  города, разделенные между собой неширокой  рекой Наровой. Крепостные укрепления этих двух городов смотрят друг на друга с противоположных берегов реки - очень красиво!  Границу мы перешли пешком, по мосту, пройдя пограничный контроль, как положено. В течение получаса мы  добрались до гостиницы 'Каякас' в Нарва - Йыессу. Оставив в номере сумки, сразу же пошли осматривать окрестности. Море - в двух минутах ходьбы, прекрасный песчаный пляж и дюны, неподалеку Светлый и Темный парки со множеством видов деревьев. Красивое немноголюдное место.

Во второй день своего пребывания мы отправились в пешую прогулку к сосне. У папы были расплывчатые воспоминания о том, как далеко она находится (он был в Нарва-Йыессу  в возрасте 11 лет с родителями), но нас это не смутило. В итоге до сосны мы отмахали добрых 5 километров, но увиденное нас впечатлило.
 Обычно ствол у  сосны  высокий, ветки наверху  образуют пышную крону, а у этой сосны ветки начинают расти   не высоко от земли и их много. Необычно очень! Местные молодожены приезжают к ней и стараются как можно выше привязать ленточку на ветку. Судя по всему, некоторые проявили чудеса альпинизма, так высоко развеваются некоторые ленточки. Назад идти пешком нам не очень хотелось, да и стремительно темнеющее небо над морем нас пугало, поэтому мы решили добраться домой на попутной машине, которых, к слову сказать, было немного. Однако машины, не останавливаясь, проносились мимо (позже мы выяснили, что у них не принято останавливать голосующим,  много краж), с N - ной попытки  машина всё- таки остановилась и мы благополучно добрались до гостиницы. Через несколько минут началась сильная гроза. Устали мы тогда, но впечатлений осталось много. Сын вспоминает эту прогулку до сих пор с большим удовольствием.

В Нарву ездили мы почти каждый день, по пути рассматривая окрестности. У дороги Нарва - Нарва-Йыэсуу  расположен танк-монумент, обозначающий место прорыва русских войск в ходе ожесточенных боев в начале 1944 года. Также вдоль дороги мы видели и мемориалы немецких кладбищ, очень ухоженные, не в пример нашим.
Нарва
Впечатляет Нарвская крепость, которую заложили датчане в 13 веке. В ходе Северной Войны под стенами городской крепости прошли два больших боя. В 1700 году победили шведские войска под руководством Карла XII, а в 1704 году бой закончился победой русских войск.   В крепости находится Нарвский музей. Поднявшись на самый верх башни 'Длинный Герман' (а это 50 м высоты),  открывается прекрасный вид на Нарву, на   Ивангородскую крепость, заложенную в 15 веке по приказу царя Ивана III, расположенную  на противоположном берегу реки Наровы.  На территории крепости выставлены пушки, рядом лежат настоящие ядра для них - вот это произвело на сына большое впечатление и вызвало море вопросов. Он с удовольствием облазил все пушки, заглянул во все уголки двора крепости. И в каждый наш приезд в Нарву звал нас пойти снова в крепость.
Из зданий Старого города сохранилась Ратуша в стиле барокко (17 в.). Ратушная площадь была в момент нашего пребывания не облагорожена, сейчас хотят её замостить.
Если пройти вдоль Наровы по направлению к Финскому заливу, можно увидеть сохранившиеся бастионы постройки шведского периода. На выходящем к реке бастионе Виктория разбит Темный сад, в котором расположен чугунный крест - памятник русским воинам, погибшим при взятии Нарвы во время Северной войны.

Обойдя все достопримечательности Нарвы, мы отправились в Тойлу. Очень красивое место на берегу Финского залива, где единственный  в северо-восточной Эстонии галечный пляж. Там шикарный парк Ору,  в котором сохранился огромный камень, надпись на котором гласит, что это собственность купца Елисеева, бывшего владельца магазинов в Москве и Петербурге. Елисеев оценил красоту этих мест. В 1897 году он купил здесь землю и распорядился построить замок (в 1934 году  три эстонских промышленника этот замок купили  и подарили его правительству Эстонии, он стал летней резиденцией президента Эстонии, в 1944 году немцы  замок взорвали) и создать парк. В парке растет много разных видов деревьев и кустарников, привезенных из различных мест. На центральной аллее посажены огромные липы. Нас очень поразил разнообразный рельеф парка. Разница между высотами рельефа здесь более 40 метров. Сын вдоволь набегался по горкам вверх и вниз.

В гостинице, в которой мы жили, был кафе - бар и там работали по очереди 2 бармена - парень и девушка. Слегка (а иногда и не слегка) заторможенный эстонец по имени Тармо и очень энергичная разговорчивая русская девушка (родившаяся в Эстонии) Лена. С Леной мы подружились,вместе с её семьёй ездили в Пюхтицкий монастырь.
 Пюхтицкий женский монастырь - единственный действующий православный монастырь в Эстонии. Он расположен на самом высоком холме окружности - на живописном Куремяэ. Монастырь основан в 1891 году губернатором Эстонии князем Сергеем Шаховским. Монастырь в советские коммунистические времена хотели закрыть, но  с назначением на эстонскую кафедру епископа Алексия (Ридигера),  нынешнего  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , обитель начала расцветать, строиться, пополняться насельницами. Молодой архиерей приложил все свои таланты администратора, дипломата и хозяина, чтобы монастырь не только не закрылся, но мог оставаться и дальше центром духовной жизни Эстонии. Кстати, Пюхтицкий монастырь и ныне находится в прямом подчинении Московскому Патриарху.
 По дороге из монастыря мы посетили заповедник Онтика (недалеко от Йыхви). Место очень красивое - высокая известняковая стена и водопад.
 На высоте 50 метров над уровнем моря - смотровая площадка, к которой ведет крутая винтовая лестница. Внизу - буйная растительность, а перед глазами - бескрайние морские просторы. В это необычное место приезжают новобрачные и на металлическом ограждении смотровой площадки мы увидели много небольших навесных замков с именами женихов и невест, ключики от которых наверняка были брошены в море. Вот так!
Проблем с едой не было в принципе - доступно по цене и вкусно. Практически каждый день мы обедали и ужинали в разных местах и в итоге сделали вывод: 'Заходи в любое кафе и всегда сможешь выбрать что-нибудь по своему вкусу'. Сыну очень понравился кафетерий в Нарве (оставшийся с советских времен), в котором в любое время был большой выбор пирожных, кексов, пирожков и булочек.